Загрузка...
Обычная версия

Шрифт

a a a

Цвет

Новости

26.06.2020 События
Анализ социально-экономического положения Амурской области показал наличие и влияние положительных и отрицательных тенденций на развитие экономики области в 2019 году.
Отмечается улучшение динамики отдельных макроэкономических показателей при существовании проблем в повышении показателей уровня жизни населения.
По предварительным данным Амурстата в 2019 году денежные доходы в среднем на душу населения Амурской области в месяц составили 33332,4 рубля (в 2018 году – 30937,3 рубля). Прирост среднемесячной начисленной заработной платы в среднем по Амурской области - 11,6 процента.
Однако, показатель реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к предыдущему году) сложился на уровне
99,8 процента, что ниже на 2,6 процентных пункта ожидаемого значения, установленного прогнозом социально-экономического развития области по консервативному варианту.
Впервые за пять лет (начиная с 2016 года) по состоянию на 01.01.2020 отсутствует просроченная задолженность по заработной плате.
Индекс физического объема ВРП по оценке за 2019 год составляет 102,49 процента.
Индекс промышленного производства за 2019 год по отношению к
2018 году составил 105,4 процента (в целом по Российской Федерации -
102,3 процента). По результатам 2019 года среди регионов Российской Федерации по данному показателю Амурская область заняла 22 место, среди регионов Дальневосточного Федерального округа - 5 место.
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимой оценке составил 88,1 процента, что ниже на 11,9 процентных пункта ожидаемого индекса производства продукции сельского хозяйства, установленного прогнозом социально-экономического развития по консервативному варианту.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 86,1 млрд. рублей, или 71,0 процент к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
В 2019 году на территории области организациями всех форм собственности построена 3231 квартира общей площадью 204,9 тыс. кв. метров, что на 29,1 процента выше уровня 2018 года.
Ввод жилья в расчете на 1000 жителей в 2019 году составил 258,8 кв. метра (в 2018 году – 199,7 кв. метра).
Объем инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах) составил 339,9 млрд. рублей, или 126,2 процента к уровню предыдущего года, что в 1,7 раза превышает показатель, установленный прогнозом социально-экономического развития Амурской области по целевому варианту. В рэнкинге регионов Российской Федерации Амурская область вошла в десятку лидеров по приросту в 2019 году инвестиций в основной капитал.
Исполнение консолидированного бюджета Амурской области по доходам составило 83,5 млрд. рублей, или 106,9 процента плановых назначений, по расходам – 78,1 млрд. рублей, или 94,3 процента.
В целом объем поступлений доходов консолидированного бюджета выше уровня поступлений 2018 года на 18,2 млрд. рублей, или 27,8 процента.
Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет области в объеме 61,3 млрд. рублей, что на 10,1 млрд. рублей, или 19,7 процента, выше уровня поступлений 2018 года.
Объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет области составляет 22,2 млрд. рублей, или 113,5 процента плановых назначений, что больше объема поступлений 2018 года на
8,1 млрд. рублей, или в 1,6 раза.
Расходы консолидированного бюджета по сравнению с прошлым годом увеличились на 13,3 млрд. рублей, или 20,6 процента, и составили 78,1 млрд. рублей, уровень исполнения - 94,3 процента.
В структуре расходов консолидированного бюджета Амурской области наибольшую долю составляют социально значимые расходы:
 образование – 24,5 процента,
 социальная политика – 22,7 процента.
Значительный удельный вес в общем объеме расходов занимают расходы на национальную экономику – 18,9 процента и жилищно-коммунальное хозяйство - 11,7 процента.
По итогам 2019 года консолидированный бюджет области исполнен с профицитом в объеме 5,3 млрд. рублей при планируемом дефиците 644,3 млн. рублей.
Исполнение областного бюджета за 2019 год по доходам составляет
70,7 млрд. рублей, или 107,9 процента к годовым плановым назначениям.
На протяжении семи лет (2013-2019 годы) наблюдается увеличение поступлений как общего объема доходов областного бюджета (с 66,8 млрд. рублей в 2013 году до 70,7 млрд. рублей в 2019), так и налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (с 26,5 млрд. рублей в 2013 до 48,5 млрд. рублей в 2019).
Наибольший удельный вес в общем объеме поступивших доходов составляет налог на доходы физических лиц – 24,0 процента, налог на прибыль организаций – 18,7 процента, налог на имущество организаций – 11,8 процента.
В 2019 году в областной бюджет поступило налоговых доходов в объеме 46,7 млрд. рублей, или 104,8 процента плановых назначений.
Недовыполнение плановых назначений 2019 года сложилось по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (уровень исполнения - 97,0 процентов плановых назначений), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (уровень исполнения - 98,2 процента).
На протяжении последних трех лет (2017-2019 годы), в основном, наблюдается тенденция устойчивого роста объема поступлений в доход областного бюджета основных налоговых доходов. Однако следует отметить, что по отдельным налоговым доходам областного бюджета наблюдается снижение объема поступлений по сравнению с предыдущими отчетными периодами.
Неналоговые доходы поступили в объеме 1806,2 млн. рублей, или 124,1 процента плановых назначений.
Недовыполнение плановых назначений 2019 года сложилось по платежам при пользовании природными ресурсами – 97,4 процента.
Анализ исполнения областного бюджета за 2019 год по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета свидетельствует о том, что остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования доходов областного бюджета.
Администрирование налоговых и неналоговых доходов областного бюджета осуществляли 39 главных администраторов доходов областного бюджета. По 18 из них наблюдается недовыполнение плановых назначений как в целом по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, закрепленным за главным администратором доходов, так и по отдельным видам доходов. Наибольший объем администрируемых доходов областного бюджета приходится на главного администратора доходов – Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области – 89,5 процента общего объема доходов областного бюджета. Исполнение составляет 43,4 млрд. рублей при плановых назначениях 41,2 млрд. рублей, или 105,5 процента.
По состоянию на 01.01.2020 по счету 120511000 «Расчеты с плательщиками налогов» дебиторская задолженность (недоимка по налогам) составила 1798,3 млн. рублей, что на 308,8 млн. рублей больше по сравнению с задолженностью, сложившейся по состоянию на 01.01.2019. Указанная дебиторская задолженность является просроченной.
Объем и структура дебиторской задолженности (недоимки), а также ее прирост по сравнению с отчетным периодом предыдущего финансового года свидетельствует о необходимости принятия мер главным администратором доходов - Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области по взысканию недоимки.
В соответствии с отчетом об исполнении областного бюджета за 2019 год по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности, исполнение составило 189,4 млн. рублей, при утвержденных бюджетных назначениях 96,3 млн. рублей.
Удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в налоговых и неналоговых доходах областного бюджета в 2019 году составил 0,4 процента.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов поступили в областной бюджет в объеме 377,8 млн. рублей при плановых назначениях 362,8 млн. рублей, в том числе:
-доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности – 112,3 млн. рублей;
-доходы от реализации основных средств государственными бюджетными, автономными, казенными учреждениями Амурской области – 265,5 млн. рублей.
Областной бюджет по источникам внутреннего финансирования дефицита исполнен с профицитом в сумме 4,7 млрд. рублей, при планируемом профиците 541,5 млн. рублей.
В 2019 году привлечено кредитов от кредитных организаций в объеме 5,3 млрд. рублей (100,0 процентов плановых назначений), погашено – 5,0 млрд. рублей (100,0 процентов плановых назначений).
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета по результатам исполнения за 2019 год составило 4,3 млрд. рублей со знаком «минус», при плановых назначениях 126,8 млн. рублей со знаком «минус».
Согласно проекту закона расходы областного бюджета исполнены в объеме 66,0 млрд. рублей, или 95,5 процента к плановым показателям сводной бюджетной росписи расходов, в том числе программная часть - 64,9 млрд. рублей, непрограммные расходы - 1,1 млрд. рублей.
Объем неисполненных бюджетных назначений составил 3,1 млрд. рублей, или 4,5 процента общего объема расходов областного бюджета.
Объем непрограммных расходов областного бюджета за 2019 год составил 1,1 млрд. рублей, или 97,7 процента.
Доля расходов непрограммной части областного бюджета в общем объеме исполненных расходов составила 1,6 процента.
Программная часть областного бюджета включает расходы
по 13 государственным программам, источниками финансирования которых являлись средства бюджетов различного уровня бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные источники. Освоение средств составило от 99,3 процента по программе «Развитие образования»
до 80,5 процента по программе «Обеспечение доступным и качественным жильем».
Анализ показал, что объемы ассигнований, предусмотренные восемью государственными программами, не соответствуют объемам, утвержденным законом области об областном бюджете на 2019 год (с учетом изменений, в том числе внесенных в сводную бюджетную роспись расходов областного бюджета без внесения изменений в закон о бюджете по основаниям, предусмотренным статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По мнению контрольно-счетной палаты указанное несоответствие вызвано неурегулированностью вопроса действующим постановлением Правительства Амурской области от 29.07.2013 № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», и требует его корректировки.
Объем средств, направленных на реализацию национальных проектов (с учетом федеральных и областных средств), составил 5,8 млрд. рублей, при плановых назначениях 6,4 млрд. рублей, или 90,6 процента.
Доля расходов, направленных на реализацию национальных проектов, в общем объеме расходов областного бюджета, составила 8,8 процента.
Наибольшая доля расходов в объеме расходов областного бюджета, направленных на реализацию национальных проектов, приходится на национальный проект «Демография» - 27,2 процента. Исполнение сложилось на уровне 91,1 процента плановых назначений. Наиболее низкий уровень - по национальному проекту «Жилье и городская среда» - 74,7 процента. Низкий уровень финансирования – 63,3 процента наблюдается по расходам, осуществляемым в рамках мероприятия «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»: при плановых назначениях 557,9 млн. рублей, исполнение составило 353,3 млн. рублей, или 63,3 процента.
Стопроцентное исполнение достигнуто при реализации национальных проектов «Образование», «Экология», «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», составило 5,2 млрд. рублей, или 90,3 процента плановых назначений.
Программа включает 13 подпрограмм, двенадцать из которых предусматривают софинансирование за счет средств федерального бюджета (в 2019 году осуществлялась реализация 12 подпрограмм).
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», составило 10,5 млрд. рублей, или 95,1 процента плановых назначений. Программа включает 5 подпрограмм.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области», составило 635,1 млн. рублей, или 95,5 процента плановых назначений.
Программа включает 9 подпрограмм (в 2019 году осуществлялась реализация 8 подпрограмм).
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Охрана окружающей среды», составило 1245,7 млн. рублей, или 98,9 процента плановых назначений. Программа включает четыре подпрограммы.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области» составило 5,1 млн. рублей, или 99,3 процента. Программа включает пять подпрограмм, из которых в 2019 году реализовывались три.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие здравоохранения Амурской области», составило 9,9 млрд. рублей, или 99,1 процента плановых назначений. Программа включает 10 подпрограмм, семь из которых предусматривают софинансирование за счет средств федерального бюджета.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», составило 1,3 млрд. рублей, или 85,7 процента. Программа включает 14 подпрограмм, из которых в отчетном году реализовывались 10.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», составило 4,4 млрд. рублей,
или 97,3 процента плановых назначений. Программа включает 7 подпрограмм (в 2019 году осуществлялась реализация 6 подпрограмм).
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области», составило 400,2 млн. рублей, или 97,8 процента плановых назначений. Программа включает три подпрограммы.
Исполнение плановых назначений, предусмотренных на реализацию программы «Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области» составило 8,0 млрд. рублей, или 93,7 процента. Программа включает 6 подпрограмм, 5 из которых реализовывалось в 2019 году.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения области», составило 1,0 млрд. рублей, или 98,6 процента плановых назначений. Программа включает три подпрограммы, реализация которых осуществлялась в 2019 году.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие образования Амурской области», составило 11,7 млрд. рублей, или 99,3 процента. Программа включает пять подпрограмм.
Исполнение бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию программы «Развитие транспортной системы Амурской области», составило 5,6 млрд. рублей, или 87,4 процента плановых назначений. Программа включает три подпрограммы.
Финансирование мероприятий подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования» осуществляется за счет ассигнований дорожного фонда области. Сводной бюджетной росписью на реализацию подпрограммы в 2019 году утверждены ассигнования в объеме
6,0 млрд. рублей. Доля расходов по подпрограмме составляет 93,1 процента.
Уровень исполнения расходов дорожного фонда, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составил 5,2 млрд. рублей, или 86,6 процента.
В 2019 году исполнение расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности составило 1,4 млрд. рублей, что практически в 2 раза выше расходов на бюджетные инвестиции 2018 года. Исполнение по расходам на бюджетные инвестиции составило
71,2 процента предусмотренных областным бюджетом объемов.
Из общего объема расходы по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них составили 932,5 млн. рублей, или 65,6 процента.
В 2019 году завершены строительством и введены в эксплуатацию спальный корпус психоневрологического интерната в с. Новый Быт Ромненского района, завершена реконструкция и введен в эксплуатацию объект «Автомобильная дорога «Благовещенск - Свободный» км 90+169 – км 96+000», завершены строительством и введены в эксплуатацию четыре мостовых перехода, сдано в эксплуатацию 8,09 км дорог регионального значения и 170,14 пог. м мостов.
Актуальной проблемой, требующей внимания и принятия решения, остается наличие большого количества незавершенных строительством объектов.
В декабре 2019 года принято Постановление Правительства Амурской области (от 04.12.2019 № 686) «Об организации работы с объектами (затратами) незавершенного строительства, находящимися в государственной (муниципальной) собственности Амурской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
В текущем году впервые Министерством строительства и архитектуры области в целях организации работы по вовлечению в инвестиционный процесс объектов незавершенного строительства сформирован Реестр объектов (затрат) незавершенного строительства, находящихся в государственной и муниципальной собственности Амурской области.
В Реестр включено 319 объектов незавершенного строительства, из которых 136 объектов государственной собственности Амурской области,
183 объекта муниципальной собственности. Объем фактических расходов, связанных со строительством объектов, составляет 13,6 млрд. рублей, из которых 11,2 млрд. рублей – средства федерального бюджета, 1,6 млрд. рублей – областного, 745,5 млн. рублей – средства местных бюджетов.
В отношении сведений, отраженных в Реестре, в Заключении контрольно-счетной палаты отмечен ряд замечаний, которые требуют реагирования со стороны профильного министерства.
Особенностью Реестра является отражение 155 объектов, фактически завершенных строительством и введенных в эксплуатацию, из которых 28 объектов областной собственности. Затраты по строительству объектов не переданы по различным причинам, в числе которых отказ в приемке затрат, отсутствие возможности в определении балансодержателя объекта, нерешенные длительное время вопросы государственной регистрации объектов, в связи с чем расходы продолжают числиться в составе вложений в нефинансовые активы, что не дает достоверного представления о фактических объемах незавершенного строительства.
С 2020 года предусмотрены разработка и утверждение исполнительными органами государственной власти Амурской области ведомственных планов поэтапного снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, находящихся на их балансе и балансах подведомственных им учреждений.
Проведенным анализом сведений, включенных в Реестр и Планы, установлено, что продолжают сохраняться риски, связанные с невостребованностью подготовленной проектно-сметной документации, а также невозможностью завершения строительством ряда объектов в связи с отсутствием предусмотренных бюджетных средств на строительство объектов, что свидетельствует о недостижении заданных результатов и необеспечении принципа эффективности использования бюджетных средств, а также позволяет сделать вывод о необходимости принятия мер к повышению качества планирования расходов, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.
Объем государственного долга Амурской области на 1 января 2020 года составил 27,0 млрд. рублей, в том числе:
 по бюджетным кредитам– 17,1 млрд. рублей;
 по кредитам, привлеченным от кредитных организаций –
9,9 млрд. рублей.
Объем государственного долга по сравнению с началом года уменьшился на 417,9 млн. рублей, или 1,5 процента.
Следует отметить, что темп прироста государственного долга Амурской области в 2014 году (23,7 процента) значительно опережал темп прироста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (8,4 процента). Начиная с 2015 года, темпы прироста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета опережают темпы прироста государственного долга Амурской области (11,1 процента и 8,0 процентов соответственно). В 2019 году наблюдается снижение объема государственного долга по сравнению с
2018 годом на 1,5 процента, темп прироста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составляет 22,7 процента.
В 2019 году в структуре государственного долга Амурской области преобладают обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета, удельный вес которых в структуре государственного долга составляет 63,4 процента.
Объем расходов на обслуживание долговых обязательств области за 2019 год составил 670,5 млн. рублей, или 97,2 процента плановых назначений. В 2019 году по сравнению с 2018 годом расходы на обслуживание долговых обязательств уменьшаются на 82,0 млн. рублей, или 10,9 процента.

Контрольно-счетная палата Амурской области считает возможным принятие проекта закона Амурской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» в первом чтении и предлагает Правительству Амурской области при исполнении бюджета текущего года и последующих лет:
1. Принять меры по обеспечению реалистичности прогнозирования доходов областного бюджета, эффективности администрирования доходов.
2. Продолжить работу по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие доходного потенциала области и эффективного управления государственным долгом.
3. Обязать главных распорядителей бюджетных средств:
3.1. Обеспечить соблюдение требований Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 29.07.2013 № 329.
3.2. Обеспечить целевой характер, своевременность и полноту использования средств, поступающих из федерального бюджета, достижение показателей и индикаторов эффективности мероприятий и подпрограмм, исключив риски применения к областному бюджету бюджетных мер принуждения.
3.3. Принять меры к повышению качества планирования расходов по мероприятиям государственных программ, предусматривающим бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.
3.4. Обеспечить реализацию планов снижения объемов и количества объектов (затрат) незавершенного строительства. 4.Внести изменения в Постановление Правительства Амурской области № 329.
5.Министерству строительства и архитектуры Амурской области даны предложения в части формирования и ведения Реестра объектов (затрат) незавершенного строительства.