Загрузка...
Обычная версия

Шрифт

a a a

Цвет

Председатель контрольно-счетной палаты Амурской области Наталья Толкачева приняла участие в рассмотрении проекта закона Амурской области об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

17.11.2023 События

16 ноября 2023 года состоялось 27-ое заседание Законодательного Собрания Амурской области, на котором в первом чтении рассмотрен проект закона Амурской области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

Председатель органа внешнего государственного финансового контроля области представила депутатам Законодательного Собрания основные выводы по итогам проведенной экспертизы проекта закона Амурской области, отметив, что за основу для определения параметров областного бюджета взят базовый вариант Прогноза социально-экономического развития Амурской области на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Согласно прогнозному сценарию демографическая ситуация в области сохранит отрицательную динамику, среднегодовая численность населения области в 2023 году по оценкам составит 753,5 тыс. человек и продолжит снижаться, составив, прогнозно, в 2024 году - 748,2 тыс. человек, в 2025 году –
743,3 тыс. человек и в 2026 году – 738,7 тыс. человек. В пояснительной записке к прогнозу убыль населения указана в качестве одного из основных сдерживающих факторов экономического развития области.

В предстоящем трёхлетнем периоде прогнозируется ежегодный рост валового регионального продукта (ВРП), индекс физического объема которого в 2026 году составит 104,7 %. Прогнозируется изменение к 2026 году структуры ВРП: доля промышленного производства возрастет до 25,0 %, доля транспортировки и хранения - до 14,0 %, вместе с этим доля строительства снизится до 8,0 %. Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте снизится с 71,5 % в 2024 году до 34,2 % в 2026 году.

В части показателей уровня жизни отмечено, что уровень реальных располагаемых денежных доходов населения, по оценке в 2023 году составит 100,1 %. В дальнейшем ожидается незначительный рост данного показателя, который составит в 2024 году 101,4 %, в 2025 году – 102,2 %, в 2026 году – 102,8 %.

В предстоящем среднесрочном периоде прогнозируется возвращение инфляции к целевым значениям: в 2024 году – 104,6 %, в 2025 году – 104,2 %, в 2026 году – 104,0 %.

В отношении доходной части областного бюджета контрольным органом отмечено, что доходы областного бюджета прогнозируются на 2024 год в сумме 94,3 млрд. рублей, на 2025 год – 95,3 млрд. рублей, на 2026 год –
81,6 млрд. рублей.

Прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов на 2024 год составляет 74,1 млрд. рублей, на 2025 – 78,6 млрд. рублей, на 2026 – 80,8 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов на 2024 год занимают: налог на доходы физических лиц – 34,0 %, налог на прибыль организаций – 29,3 %, налог на имущество организаций – 13,5 %, акцизы – 7,8 %, налог на добычу полезных ископаемых – 5,9 %.

По результатам проведенной экспертизы контрольно-счетным органом обращено внимание, что законопроектом прогнозируется снижение объема поступлений на 2024 год по сравнению с ожидаемым исполнением за 2023 год по налогу на прибыль организаций – на 6,8 %, рост объема поступлений по налогу на доходы физических лиц - на 5,3 %, налогу на имущество организаций – на 2,0 %, акцизам – на 4,0 %, налогу на добычу полезных ископаемых – на 8,9 %, налогам на совокупный доход – на 10,8 %.

Принимая во внимание значительный рост поступлений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц во втором полугодии текущего года, а также готовность Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области к уточнению оценки поступлений налоговых доходов, контрольно-счетной палатой Амурской области предложено при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть увеличение объемов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2024 год.

Кроме того обращено внимание, что потенциальным резервом увеличения доходов областного бюджета в 2024-2026 годах является погашение дебиторской задолженности (недоимки) по уплате налогов и неналоговых платежей, в связи с этим главным администраторам доходов областного бюджета предложено обеспечить принятие действенных мер по повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью.

Отмечено увеличение налоговых расходов, значительный рост которых приходится на 2025-2026 годы. Объем налоговых расходов, представляющих собой выпадающие доходы областного бюджета, обусловленные предоставлением налоговых льгот, оценивается по налогу на имущество организаций в 2025 году - 10,3 млрд. рублей, в 2026 году – 13,7 млрд. рублей.
В связи с этим предложено уделить пристальное внимание мероприятиям, направленным на обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов Амурской области, недопущение неэффективных налоговых льгот.

Относительно расходной части областного бюджета отмечено, что расходы областного бюджета на 2024 год определены в объеме 93,2 млрд. рублей, что составляет 75,1 % к ожидаемому исполнению расходов за 2023 год. Общий объем расходов на 2025 год спроектирован в сумме 94,0 млрд. рублей, на 2026 год - в сумме 79,3 млрд. рублей.

В структуре расходов областного бюджета наибольший объем расходов, как и в предыдущие годы, будут составлять расходы социальной направленности (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика, культура): в 2024 году - 58,0 процентов, в 2025 году - 56,7 процента, в 2026 году - 57,3 процента.

В качестве отличительной особенности проекта областного бюджета названа структура расходной части бюджета, сформированная в соответствии с новыми государственными программами Амурской области, вступающими в действие с 01.01.2024.

Общий объем расходов на реализацию 18 государственных программ в проекте областного бюджета предусмотрен на 2024 год в сумме 88,9 млрд. рублей, на 2025 год – 86,6 млрд. рублей, на 2026 год – 70,0 млрд. рублей.

КСП Амурской области по итогам проведенной экспертизы законопроекта отмечены отдельные недостатки в части несоответствия показателей государственных программ показателям областного бюджета, что требует внесения изменений в государственные программы, а также уточнения отдельных норм Положения о системе управления государственными программами Амурской области.

Отдельное внимание в заключении контрольно-счетной палаты Амурской области обращено на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности области, которые в 2024 году предусмотрены в объеме 6,8 млрд. рублей, что на 2,2 млрд. рублей, или 32,8 %, больше аналогичного показателя 2023 года.

Контрольно-счетной палатой отмечено, что при включении в законопроект бюджетных ассигнований на капитальные вложения в объекты нового строительства, остаются не обеспеченными финансированием объекты незавершенного строительства, потребность в которых сохраняется.

В целях сокращения объемов и объектов незавершенного строительства и предотвращения рисков неэффективного использования бюджетных средств, предложено ко второму чтению рассмотреть возможность финансирования расходов на осуществление капитальных вложений в незавершенные строительством объекты государственной собственности.

В отношении показателей, характеризующих состояние государственного внутреннего долга Амурской области, отмечено их соответствие условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, целям и задачам Основных направлений долговой политики Амурской области. При исполнении предусмотренных проектом закона показателей, Амурская область в 2024 году будет относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Для сохранения данного уровня в 2025-2026 годах необходимо обеспечить достижение до позиции высокого уровня долговой устойчивости показателя «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга».

           Подводя итог своего выступления, председатель контрольно-счетной палаты Амурской области рекомендовала принятие проекта закона «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в первом чтении.